Состоялась XIX Конференция Партнёрства фондов местных сообществ
11:39 [31.08.2022]
27-28 августа в Самарской области состоялась XIX Конференция Партнёрства фондов местных сообществ. Фонды местных сообществ первыми заговорили в конце 90х годов о значимости малых групп жителей, объединенных общими интересами и локальной территорией. Сейчас термин "местные сообщества" весьма популярен. От этого оттолкнулись в первый день спикеры, начав разговор об истории фондов местных сообществ.
Как отметила директор общественного центра "Благосфера" Наталья Каминарская, местные сообщества теперь пользуются повышенным вниманием бизнеса, власти, некоммерческих организаций. Их создают, за ними даже охотятся, потому что сообщества - это люди. Наталья считает, что за последние три года серьезно изменилась инфраструктура и конъюнктура НКО. Возможности бизнеса по поддержке программ некоммерческих организаций тоже изменилась. Значительно возросло количество инфраструктуры для НКО на территориях. Появились новые ресурсные центры, коворкинги, сети добровольческих центров, ЦИССы, библиотеки и ДК как третьи места. Сам сектор НКО расслоился на умирающих и монстров. Это не может не повлиять на стратегию фондов местных сообществ. Чтобы соответвовать потребностям времени фондам местных сообществ Наталья предлагает трансформировать свою работу и направить усилия в трёх направлениях: быть комюнити-центрами, центрами компетенций и ресурсной базой для своих целевых групп.
По мнению руководителя направления исследований Благотворительного фонда развития филантропии (признан иноагентом) Юлии Ходоровой, уникальная функция фондов местных сообществ заключается в том, что они способствуют появлению новых идей по улучшению качества жизни, появлению новых социальных технологий на территориях. Согласно исследованию, проведенному фондом в 2021 году, 76% ФМС отмечают, что их главная функция - работа с сообществом, вовлечение людей, поддержка местных инициатив. Также фонды оказывают поддержку местным некоммерческим организациям (финансовую, информационную, экспертную). 68% фондов развивают волонтёрство.
Второй день конференции был посвящён технологиям, которые используют фонды местных сообществ, и которые им рекомендуют эксперты. Так, было отмечено, что в секторе в целом пока крайне низкая культура использования маркетинговых инструментов. Основы маркетинга должны знать все руководители и сотрудники НКО, чтобы использовать их в повседневной работе и привлекать специалиста для разработки маркетинговой стратегии.
- Формирования имиджа и репутации должно быть встроено в маркетинговую стратегию организации, - считает маркетолог, директор организации "Люди.Идеи" Екатерина Федотова: У фондов местных сообществ накоплен большой опыт эффективного применения PR-инструментов. Широко применяются отзывы и рекомендации партнёров и благополучателей, годовые отчёты, публичные мероприятия, публикации в СМИ и участие в статусных мероприятиях.
Одна из секций была посвящена обзору закона от 14.07.2022 "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", который вступит в силу 1 декабря 2022 г. Как отметила юрист, генеральный директор специализированного фонда по управлению целевым капиталом "Капитал местного сообщества" Ксения Обухова, закон изобилует общими местами и ожидается, что он будет добавлен последующими конкретизирующими формулировками. А пока под него попадает деятельность большинства некоммерческий организаций, что сильно затрудняет им работу по решению социальных проблем.
В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что государственная власть и НКО имеют разные циклы стратегического планирования. В частности, органы власти ориентируются на избирательные циклы, а НКО на собственную стратегию развития и грантовые конкурсы. А взаимодействие с органами государственной власти в ряде случаев может привести к инициации процесса признания НКО иностранным агентом, так как это взаимодействие может быть расценено как влияние на власть. Единственным источником поддержки для НКО в текущих условиях станут Фонд президентских грантов и Президентский фонд культурных инициатив. Вероятно, и они будут секвестированы. В то же время поддержка от крупного бизнеса будет ограничена. Остаётся надежда на средний и мелкий бизнес. Поэтому стоит налаживать отношения с этими категориями доноров.